Форумы » Форум для внеигровых тем » Cоц. исследование
Cообщение
1
0
24 Фев 2008
Наверняка кому-нибудь , также как и мне задавали тупое задание провести социологич. исследование. так вот может кто-то бережно хранит его на своём компьютере по сей деньи может скинуть его мне.
PS желательно чтобы тема звучала так Роль телевиденья в жизни современной молодёжи( или почем студенты предпочитают интернет , а не TV)Ой чуть не забыла кто сделает эту работу получит 1500лв
2
0
24 Фев 2008
кто поможет этой девушке, тот получит 15к

1 сообщишь в личку кому передать 15к
3
0
24 Фев 2008
2 даже 15к маловато будет за такую работу. тут 150 надо обещать.
4
0
24 Фев 2008
3 я из благотворительности..., тем чем могу:) и ты помогай!
5
0
24 Фев 2008
4 ну вот еще) мне эти лавешки достались потом пальца и чужой кровью)))
6
0
26 Фев 2008
ну так как вы мне поможете, а то у меня осталась неделя,и если я не сдам исследование меня точно прибьют=)
7
0
26 Фев 2008
ненене, у мну нету:) я винду сеня переустановил:) и не было до этого
8
0
26 Фев 2008
Полуэхтова И.А.
Телевидение глазами телезрителей

Введение.

Вот уже 10 лет телевидение в России развивается под знаком коммерциализации. Как социальный институт оно претерпело существенную трансформацию, приобретя совершенно иную конфигурацию, наполнение, функции. Оно подвергается анализу, и очень часто жесткой критике, на страницах печатных СМИ, причем не только специализированных изданий. Есть и попытки научной рефлексии, начиная от статей в академических журналах и заканчивая диссертационными исследованиями. Во всех случаях, как правило, рассматривается деятельность самого ТВ – как средства информации и просвещения, инструмента формирования и манипулирования общественным мнением или как особого вида искусства, сферы творческих поисков профессионалов-телевизионщиков и т.п. Это сфера экспертных оценок, когда профессионалы оценивают профессионалов. А как воспринимают современное российское телевидение и перемены, которые оно претерпело, те, для кого оно в общем-то и существует – люди, население, зрители? Этот срез всерьез не анализируется в публикациях. И это понятно, поскольку для такого анализа необходимо проведение специальных социологических исследований. Один такой проект под названием “Телевидение глазами телезрителей-2000” был осуществлен осенью 2000 г. Это общероссийский опрос, репрезентирующий все городское население России в возрасте старше 15 лет (объем выборки – 2000 чел.). Исследование носило крупномасштабный и комплексный характер и охватывало широкий круг проблем: телевидение и общество; бюджет времени и образ жизни телезрителей; имидж телеканала; жанрово-тематические предпочтения телеаудитории; перспективы отдельных жанров и специализированных телеканалов и пр. В данной статье, опираясь на результаты проведенного исследования, мы проанализируем роль телевидения в жизни современного российского общества, его место в ряду других каналов информации, его назначение и общественные функции как это представляется в массовом сознании, а также отношение людей и их оценку деятельности нынешнего телевидения в сравнении с советским.

ТВ как канал информации

Исследование подтвердило тот факт, что ТВ является лидирующим каналом информации. Как известно, по своим техническим возможностям ТВ заведомо и намного превосходит любые иные каналы и средства массовых коммуникаций, охватывая практически все взрослое население страны - 98-99%. В сравнении с ним другие каналы коммуникации занимают куда более скромные позиции. Они либо не имеют массового характера и широкого распространения, т.е. обслуживают интересы узких, специализированных групп (как Интернет, например), либо, будучи массовым каналом (как радио, печатные СМИ), дополняют, еще раз добавочно дублируют сообщения ТВ и саму заданную телевизором событийную структуру. Вследствие этого прежде всего (но не только) телевидение не имеет сколько-нибудь серьезных конкурентов за внимание населения. Оно лидирует в ежедневном информационном потреблении с большим отрывом от других каналов (см. табл.1). Значительный объем времени, уделяемого россиянами радио, связан прежде всего с двумя типами передач – музыкальными и новостными, которые представляют собой обедненные (без «картинки») варианты того же телевизионного потребления.
Таблица 1
КАК ЧАСТО ВЫ ЛИЧНО...
(в % к опрошенным, информационные каналы ранжированы в порядке убывания их ежедневной аудитории)

Ежедневно/
почти ежедневно 2-3 раза в неделю Несколько раз в месяц реже или никогда
Смотрите телевизор
91
7
1
1
Слушаете радио
68
6
3
23
Читаете газеты
24
27
31
18
Читаете беллетристику
20
12
24
44
Смотрите видеофильмы
7
9
24
60
Сидите за компьютером
6
3
3
88
Читаете журналы
4
10
33
53


Итак, ТВ практически не имеет равных и достойных себе конкурентов среди других каналов информации. Дело не только в бесплатности доступа к телевизионным передачам в сравнении со все дорожающей печатной продукцией или в большей информативности ТВ по сравнению с радио. Дело в том, что ТВ создает собственный мир, который дублирует слабо развитые формы организации социальной жизни или компенсирует отсутствующие институты общества. Оно замещает многие несостоявшиеся формы гражданской активности, социальной солидарности, потребительского или досугового поведения. Замещает их чисто визуальными, виртуальными мирами чужой жизни. Разыгрывая различные ситуации и сюжетные коллизии, ТВ воспроизводит весь круг представлений и ценностей, значимых сегодня для всего сообщества россиян, то есть выступает в роли традиционных институтов социализации и социальной интеграции (семья, церковь, образование, ритуалы, мифы), выполняя их функции и обеспечивая социальное единство, общность и сопричастность.
С этим связана та сила и власть, которую имеет ТВ, и то гипертрофированное значение, которое придают ему люди. Эту роль и значимость хорошо демонстрируют ответы на вопрос ОТКУДА ЛЮДИ ПОЛУЧАЮТ ОСНОВНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МИРЕ? Отвечая на этот вопрос, респонденты должны были троекратно сделать выбор (в первую очередь, во вторую очередь и в третью очередь), как бы проранжировав источники получения сведений и мире (см. диагр. 1).
Диаграмма 1



При всей искусственности подобного вопроса, навязывающего респонденту-обывателю непривычную роль профессионального “социолога СМИ” или эксперта, доминирующее положение ТВ остается тем не менее несомненным фактом.
Таким образом, телевидение в общественном сознании является не только важнейшим источником оперативной повседневной информации о текущих событиях, но и главным по сути источником знаний о мире вообще, представлений о жизни. Оно опережает даже такие традиционные институты социализации, трансляции знаний и культурных ценностей, как семья и система образования.
И это не только отзвуки идеологической накачки бывших советских людей, но и отражение реального положения ТВ в сознании общества. Мы пытались посредством процедуры многократного выбора значимых позиций (в первую очередь, вторую, третью) снять идеологический характер имеющихся предпочтений, оно это не изменило принципиальной расстановки источников информации в сознании респондентов, согласованной коллективной оценки их значимости.
Примечательна здесь крайне низкая оценка роли печатных СМИ и книжной коммуникации в целом в сочетании с относительно высокой оценкой устных, неформальных коммуникаций в качестве источника сведений и представлений о мире.
Невольно вспоминается теоретические построения Г. Маклюэна, его концепция мира как «глобальной электронной деревни», характеристика современного этапа развития культуры, который характеризуется отходом от «гуттенберговой галактики», книжных форм общения в сторону возрождения принципов естественных коммуникаций, которые были свойственны дописьменной культуре: устность передачи информации, многомерность ее восприятия в пространстве при возможности одновременного соучастия множества людей.

Телевидение в массовом сознании представлено не только как значимый и важный социальный институт, но и как необходимый элемент и атрибут повседневной жизни. Так, две трети (66%) городских жителей считают, что если телевидение вдруг на некоторое время выйдет из строя, люди потеряют нечто жизненно важное (и только 20% считают, что люди от этого только выиграют).
Мы предполагали, что в Москве, где после пожара на Останкинской башне эта гипотетическая ситуация стала реальностью и люди «прочувствовали» на себе отсутствие телевещания, число тех, кто придерживается первого мнения будет больше. Однако оказалось, что именно москвичи менее всего дорожат телевидением: 39% жителей столицы ответили, что только «выиграют» в этой ситуации. Также негативно настроены образованные респонденты старше 40 лет (38% этой группы). Дело здесь в том, что жители столичного города обладают более широкими и разнообразными возможностями проведения досуга и удовлетворения культурных и информационных запросов, а образованные люди к тому же имеют и более широкий спектр культурных интересов, чем бездумное потребление телезрелища.
Особенно дорожат телевидением и чаще дают ему самые положительные оценки более молодые зрители (преимущественно зрительницы) без высшего образования, особенно в средних и малых городах. И это понятно: для них телеэкран – главное, а то и единственное окно в мир, и без него они многое бы потеряли.

2. Идеальный образ ТВ

КАКУЮ РОЛЬ ДОЛЖНО ИГРАТЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА? Это вопрос об идеальном образе ТВ, представление о том, каким должно быть телевидение. По сути это вопрос о социальных функциях телевидения.
Теоретически принято считать, что основными функциями и задачами телевидения являются: информирование населения о событиях в стране и мире (информационная функция); просвещение населения, популяризация знаний и распространение культуры (культурно-просветительская); организация досуга и обеспечение отдыха, эмоциональной разрядки, развлечения (досугово-развлекательная, рекреационная); воспитание гражданских убеждений и взглядов населения (воспитательная); сплочение общества, мобилизация населения на решение государственных задач (функция социальной интеграции и политической мобилизации). Так или иначе все эти задачи телевидение выполняет в любом обществе, важна – иерархия. Так, основными функциями советского ТВ были: информационная, воспитательная (идеологическая), культурно-просветительская. Развлекательная, которую предпочитали называть функцией организации досуга населения, присутствовала как дополнительная, неосновная.
Сегодня мы имеем другое телевидение, выросло другое поколение. Интересно было узнать, как сегодня население страны представляет себе задачи и функции телевидения в обществе? Оказалось, что практически точно также (см. табл.3, диагр.2). Иерархия функций осталась прежней. Основными задачами телевидения в сознании людей по-прежнему остаются информирование, просвещение и воспитание населения. Развлекательная функция, как и раньше, считается (во всяком случае декларируется) как дополнительная, неосновная.


Таблица 3
Что из перечисленного в списке кажется Вам самым важным в работе телевидения? (в первую очередь, вторую и третью)
*в % к числу опрошенных, приводятся суммы ответов “в первую и вторую очередь”, “первую, вторую и третью очередь”


Функция/задача Содержание задачи: 1-й выбор сумма 2-х первых выборов сумма 3-х выборов
Информационная Информирование о положении дел в стране, событиях в мире 60 79 87
Воспитательная Воспитание гражданских убеждений и взглядов населения 14 42 64
Культурно-просветительская Просвещение, популяризация знаний и распространение культуры 12 40 72
Развлекательная Развлечение, эмоциональная разрядка, проведение времени с удовольствием 8 22 40
Мобилизационная сплочение общества, мобилизация на решение государственных задач 4 12 25

Диаграмма 2





Однако необходимо сделать ряд существенных уточнений. Что на самом деле стоит за полученным распределением ответов на вопрос об общественных функциях телевидения? Надо сказать, что сами по себе ответы, выбираемые респондентами из предложенного им списка, едва ли могут рассматриваться как выражение собственного мнения опрашиваемых: приведенные ответы слишком явно навязаны респонденту «извне», сформулированы на чужом языке, профессиональном жаргоне исследователей и политологов. Поэтому идет сильнейшее эхо и информационно-смысловой “шум”. Их правильнее расценивать как констатацию респондентами общепринятых взглядов на ТВ, расхожих стереотипов о функциях ТВ советского времени, которые сохранились и живы в общественном сознании.
Этот «социальный шум» мы попытались снять, предложив респондентам ответить на вопрос «Для чего Вы лично смотрите телевизор», предполагая, что личные мотивы обращения к телеэкрану позволят существенно скорректировать отвлеченно-абстрактные представления о роли и задачах телевидения в обществе. Однако отвечая на этот, 82% респондентов (абсолютное большинство) выбрали ответ «узнать последние новости/быть в курсе событий» и 61% – «узнать что-то новое и интересное» и лишь по 40%, по их собственной оценке, смотрят телевизор, чтобы «отвлечься/развлечься». Все остальные альтернативы (получить новые ощущения, побывать мысленно там, где не был, уйти от реальности, убить время и пр.) набрали значительно меньше.
Но, во-первых, это не соответствует реальному телесмотрению, отражаемому рейтингами (т.е. не информационные и не познавательные передачи собирают наибольшую аудиторию, а развлекателные); а во-вторых, после определенной процедуры обработки ответов, оказалось, что развлекательно-досуговая мотивация телесмотрения все же преобладает по числу «голосов», превышая информационную и познавательную ориентацию. Очевидно, здесь мы снова имеем дело с ярким примером «социального шума», одобряемого поведения, влияния на респондентов представлений о том, как должно быть, как надо, как «правильно».
Примечательно, что самые молодые респонденты (15-24 года) в меньшей степени транслируют социальные шумы, вероятно, в силу молодости, с одной стороны, но, возможно, и вследствие поколенческих различий – на них не так «давят» стереотипы советского прошлого. Во всяком случае в этой группе заметно ниже среднего интерес к ТВ как источнику новостей и более выражено желание поразвлечься. А наиболее ориентированными на ТВ как источник последних новостей – пожилые (55+) люди (кстати, они и являются основной аудиторией новостей). В этой группе также выше среднего выражен такой мотив обращения в ТВ, как «почувствовать себя частью общества, определиться со своими взглядами, убеждениями». Иными словами, старшее поколение по-прежнему воспринимает ТВ прежде всего как информатора, коллективного агитатора и организатора.
Как оценивает население России роль телевидения в жизни общества? Как оно оценивает отдельные аспекты его деятельности и его влияние на различные процессы и ситуации? Для этого были предложены альтернативные оценочные пары суждений (см. табл. 3).
В целом можно сказать, что присутствие ТВ в социальной жизни и его деятельность оценивается скорее позитивно. Наиболее единодушно признается позитивная роль телевидения в расширении кругозора людей, вовлечения их в процессы, происходящие в мире, а также влияние ТВ на политическую жизнь страны (по 79% телезрительских «голосов»). Но если телевидение как институт культуры (т.е. его роль в просвещении людей, формировании художественного и эстетического вкуса, а также морально-нравственных устоев и пр.) оценивается скорее положительно (по крайней мере 50% респондентов так ее оценивают), то как политический институт современное российское телевидение и его деятельность получило скорее негативную оценку у населения. Так, только 20% считают его независимым демократическим институтом, в то время как более половины респондентов (58%) считают, что оно обслуживает интересы государственной власти и отдельных властных групп и не имеет собственной позиции. И в отношении манипулятивных действий ТВ, его влияния ТВ на формирование убеждений и позиций населения мнения респондентов практически разделились: 46% считают, что ТВ навязывает людям определенную позицию, манипулирует сознанием людей, и 41% – что оно позволяет каждому сформировать свое личное мнение по общественно-важным вопросам.
Таблица 4
Оценка различных аспектов роли телевидения в жизни общества

1. позволяет заполнить свободное время, провести его с пользой 66
2. отнимает все свободное время, не дает заняться ничем другим 28

1. повышает моральный уровень людей, утверждает положительные образцы нравственности 53
2. ухудшает нравственную ситуацию в обществе, сеет примеры дурного поведения 29

1. расширяет кругозор людей, вовлекает их в процессы, происходящие в мире 79
2. ограничивает интересы людей, вырабатывает поверхностные представления о действительности 15

1. знакомит с лучшими образцами художественной культуры, развивает эстетические чувства людей 50
2. поставляет низкопробную художественную продукцию, формирует дурные вкусы публики 29

1. способствует общению, обмену мнениями между людьми 55
2. сокращает человеческие контакты, делает людей более разобщенными 37

1. имеет большое влияние в политической жизни страны 79
2. не имеет существенного влияния в политической жизни страны 13

1. позволяет каждому сформировать свое личное мнение по общественно- важным вопросам 41
2. навязывает людям определенную позицию, манипулирует сознанием людей 46

1. является независимым демократическим институтом, обеспечивает плюрализм мнений и независимо от властей 21
2. обслуживает интересы государственной власти и отдельных властных групп и не имеет собственной позиции 58

Исходя из ответов на вопрос о задачах и функциях телевидения в обществе может показаться, что «образ ТВ» в массовом сознании не изменился, несмотря на то, что само ТВ изменилось радикально. Но не изменился лишь «идеальный» образ ТВ, образ должного, в то время как отличие реального современного ТВ от реального прежнего советского хорошо ощущается и понимается всеми респондентами.

3. Оценка современного российского ТВ в сравнении с советским


Нынешнее ТВ в сравнении с советским в целом оценивается вполне положительно: почти две трети (64%) относятся к нему с большей симпатией, чем к советскому, а более половины (52%) больше ему доверяют.


Вместе с тем, за этими средними оценками стоят разные социально-демографические группы, контингенты с разными культурными ресурсами, ориентациями и привычками. Наиболее позитивно оценивают сегодняшнее телевидение в сравнении с советским в среднем более молодые респонденты, более образованные зрители, мужчины. Причем самые позитивные оценки нынешнему ТВ дает именно образованная молодежь. Напротив, наиболее сдержанно и негативно оценивают произошедшие на ТВ перемены два типа зрительских групп. Пожилые зрители, с одной стороны, и образованные, с другой, и в обеих группах это чаще женщины. У этих групп разные претензии к сегодняшнему телевидению. Первые по большей части не находят на телеэкране привычного для них образа мира (любимых передач, телеведущих, актеров, типовых ситуаций и т.д.), вторые ставят телевидению в вину дурной вкус.

В чем люди видят улучшение ТВ по сравнению с советским и что в современном телевидении особенно не нравится зрителям, раздражает, вызывает неудовольствие? (см. табл.3 и 4).
Среди оценок можно выделить несколько уровней: во-первых, наиболее общие и массовые, в которых соединяются голоса практически всей аудитории или преобладающей ее части; во-вторых, групповые, а потому часто противоречивые, «расходящиеся» оценки.
Так, наиболее массовые позитивные оценки (см. табл.3), это, во-первых, увеличение жанрово-тематического разнообразия и возможностей выбора (так считает каждый второй), и во-вторых, приближенность к интересам и проблемам повседневной жизни, преодоление свойственной советскому ТВ идеологической «отстраненности» и двоемыслия (42%).
Остальные оценки – групповые. Так, часть зрителей (пожилые, образованные) особенно ценят в сегодняшнем ТВ информацию о политике и политиках, а другие (пожилые, менее образованные, особенно зрительницы) особенно благодарны нынешнему ТВ за показ старого советского кино. Можно сказать, что образованные зрители старших возрастов оценивают нынешнее ТВ по контрасту с советским, а те же пожилые зрители, но без высшего образования - наоборот, по сходству с советским.
Таблица 3
ПОЗИТИВНЫЕ оценки:

Много передач на любой вкус, можно выбрать, что смотреть 56
Передачи стали более откровенные, в них теперь говорят о самых разных проблемах повседневной жизни 42
Стало больше информации о политике и политиках 30
Стало больше сатиры, юмора 29
Показывают старые советские фильмы 28
Появились интересные ток-шоу ("Я сама", "Глас наро
9
0
26 Фев 2008
ыыыы, ахренеть)))
Действительно, стало больше сартиры-юмора)))
10
0
26 Фев 2008
9 ты что, читал???
11
0
26 Фев 2008
10 ну да, только справа-налево, снизу-вверх и тока 3 строчки))))))
#173  zet74
12
0
26 Фев 2008
изначально придумать процент! кто проверит и как? может ты у ночного магаина опрашивала в 3 часа ночи а может на входе в эрмитаж....придумай вопросы :)а ответы сами найдуться :)
13
0
27 Фев 2008
2 к твоим 15к добавляю свои 200к
1 в личку, кому бабло кидать

ЗЫ: бабло надоело, девать некуда :)
14
0
27 Фев 2008
сумма заманчива, но не мой профиль. вот музычку найти это да)))
ладно, прибавлю еще 15к для ровного счета)))