Автор | Cообщение |
---|---|
![]() |
20 смотри 1 пост!
|
![]() |
ВОПРОС.№53
ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИя ГМУ В СИСТЕМЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО РАЗДЕЛЕНИя ВЛАСТЕЙ. ГОСУДАРСТВО - ИНСТИТУТ ПОЛИТИчЕСКИЙ. ТЕРМИН "ГОСУДАРСТВО" ДОСТАТОчНО МНОГОЗНАчЕН В РУССКОМ яЗЫКЕ, А ЕСЛИ ПРИНяТЬ ВО ВНИМАНИЕ яЗЫКИ ДРУГИХ СТРАН, ТО МНОГОЗНАчНОСТЬ ЕГО ЕЩЕ БОЛЕЕ ВОЗРАСТАЕТ. В ОБЫДЕННОЙ РЕчИ И В НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ ТЕРМИН "ГОСУДАРСТВО" ВЫСТУПАЕТ СИНОНИМОМ ПОНяТИя "СТРАНА". ПО-РАЗНОМУ ПОНИМАЕТСя "ГОСУДАРСТВО" И Ы ИДЕОЛОГИчЕСКИХ, ПОЛИТИчЕСКИХ, ПРАВОВЫХ КОНТЕКСТАХ, НАПРИМЕР, В КОНСТИТУЦИяХ РАЗЛИчНЫХ СТРАН. Так, абзац I ст. I Конституции Испании 1978 года гласит: "Испания конституируется в социальное и демократическое правовое государство, которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу, справедливость, равенство и политический плюрализм". В данном случае "государство" представляет собой не что иное, как определенную форму или определенный способ организации общества, которая характеризуется наличием установленной территории, проживающего там населения и специального аппарата осуществления политической власти, суверенной и опирающейся на монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются или устанавливаются аппаратом власти и во всяком случае обеспечиваются им. В ст. 97 той же Конституции сказано, что "Правительство руководит обороной государства". В данном контексте речь идет о государстве как стране, хотя не исключается и понимание данного термина, изложенное выше. Этот термин может обозначать и систему высших органов власти в совокупности со всем избирательным корпусом, как, например, в ст. 149, определяющей исключительную компетенцию государства, в которую не могут вторгаться, в частности, органы региональных автономных сообществ, составляющих Испанию. В данном случае компетенция государства - это полномочия, осуществляемые высшими (центральными) органами государства и их агентами на местах, а также избирательным корпусом путем референдума. В тех случаях, когда испанская Конституция говорит о всей системе органов власти, включая и местное самоуправление, она пользуется термином "публичные власти". Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года определяет государство как федерацию, штаты и муниципии ( ст3, ч. 1), т. е. имеет в виду всю систему власти. Само же организованное сообщество обозначается как нация ( ст. 26, ч. 1 и 2). А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции 1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как демократическая республика и как федеративное государство далее повсеместно пользуется терминами "федерация", "земля", "община". Все эти примеры, которых можно привести значительно больше, свидетельствуют о том, что необходимо в каждом конкретном случае четко определять содержание понятия, его значение. Очевидно, что в принципе желательна однозначная интерпретация понятий, которыми мы пользуемся, особенно тех, которые качаются государства. Однако, это невозможно в силу неравномерности развития общества, научных исследований, уточняю их содержание понятий и вводящих новые термины и понятия в оборот, а также развития языка как средства общения. Поэтому приходится считаться с необходимостью и возможностью использования различных интерпретаций понятия "государство", обусловленных особыми, частными целями. В настоящем контексте под государством мы будем понимать социальный институт, организацию, созданную обществом для удовлетворения своих интересов и достижения своих целей, которая объединяет органы власти, действующие в масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с местными агентами этих органов (префектами, комиссарами, губернаторами и т. п. ) вместе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо территориального сообщества, с законодательной автономией. Строго говоря, субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат - в переводе "государство"), и автономные территориальные сообщества, которые никогда не являются государствами - все они есть государственные, а точнее - государствоподобные образования. Конституционное (государственное) право зарубежных стран . Необходимость определения понятия "государство"обусловлена нашей потребностью работать в дальнейшем с понятием " государственное и местное управление", характеризующим функционирование государства. Безусловно признавая вторичность происхождения государства по отношению к обществу, регулирующую управленческую его роль по отношению к обществу, мы можем утверждать, что государство и общество соотносятся как управляющая и управляемая подсистемы одного целого, и само это отношение есть дифференциация, разделение и выделение в рамках целого. Вместе с тем, общество ( социальная система) - объект управления со стороны государства, неоднородно в структурном отношении, точнее, многоструктурно. Адекватность и эффективность взаимодействия объекта и субъекта управления требуют их формального (структурного) и содержательного (технологического) соответствия. Иными словами, наличие в обществе различных подсистем (социальной, экономической и т. п. ) говорит и вариативности средств этой реализации. Причиной ( этого явления) позволительно, на наш взгляд, считать развитие общества на основе кооперации и комбинации деятельности, а также дифферециации и универсализации отдельных операций и видов деятельности. Указанные процессы и порождают вертикальные и горизонтальные общественные структуры. Еще одна особенность, влияющая на взаимодействие общества и государства, - двойственность положения государства как "слуги" и "господина" общества. Являясь общественным продуктом, созданным для удовлетворения специфических общественных потребностей, государство не может не преследовать цели и функции социальной направленности, выполнять, так сказать, социальный заказ. Однако, последнее возможно лишь при условии сохранения государством своей специфичности, в известном смысле, отдельности от общества, относительной самостоятельности как доминирующего, властного, управляющего института по отношению к обществу. Иными словами, чтобы выполнять социальный заказ, государство должно сохранять самого себя как политический институт при доминировании политических целей над социальными ( по крайней мере, в явлении) в течение отдельных временных интервалов и при доминировании социальных целей над политическими в конечном счете, в стратегии. Вышеизложенное убедительно, на наш взгляд, свидетельствует о безусловной необходимости дифференциации самого государства как управляющей подсистемы, как организационной структуры управления обществом. Специфику же государства как института составляет, как известно, власть. Следовательно, говоря о дифференциации государства, его структуры, мы имеем в виду не что иное как дифференциацию, дисперсию, дискрецию власти - то, что получило название разделение властей. С идеологией и практикой разделения властей в государственном управлении обществом связан целый ряд принципов, влияющих на все составляющие организационной структуры управления. Принципы эти обычно формулируются на уровне конституций государств. Не является исключением и Конституция Российской Федерации. Статья I Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". А статья 7 утверждает, что Россия - "социальное государство". В данных статьях закреплены пять конституционных ( основополагающих) принципов организации государственной власти: демократия, республика, правовое государство, социальное государство, федерация. Каждый из основополагающих принципов реализуется через ряд специальных принципов организации власти в государстве. 2.Демократия. Характерными признаками демократии являются следующие: * выборы; * принцип большинства; * принцип равенства; * свобода ( в политическом смысле) мнений, в т. ч. свобода СМИ; * многопартийная система; * самоуправление. ВЫБОРЫ. Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на содержание и принятие управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Прежде всего - демократический политический режим и политико-правовая культура. Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией ( социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для того, чтобы этот аппарат не стал бюрократией в отрицательном значении этого слова, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт, правда, свидетельствует, что и в этих странах не такой уж редкостью является то, что мы называем бюрократическими извращениями (служебные злоупотребления, неэффективность и пр. ), однако общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений. Государство действует главным образом через систему органов и учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм ( не смешивать с госаппаратом). Государственный орган - это лицо или организованная группа лиц, наделенные правом принимать властные решения (например, парламент, президент, суд, префект). Государственное учреждение это организованная группа лиц, властных решений по отношению к другим лицам не принимающая, однако обслуживающая либо население ( например, школа), либо государство в целом или отдельные его органы ( например, армия). Функционирование государственных органов и учреждений происходит через решения и действия их должностных лиц, наделенных индивидуальными полномочиями, осуществление которых порождают юридические последствия для других лиц. Конституционно-правовое регулирование государственного механизма в демократических государствах основываются, в частности, на принципе народного суверенитета. Принцип этот означает, что источником всей власти считается народ. Власть народа - это и есть демократия в буквальном смысле слова. Она осуществляется в представительной и непосредственной формах. Представительная демократия, или, иначе говоря, представительное правление, осуществляется через государственные органы, избираемые народом. Депутаты парламента, законодательного собрания на уровне федерации и субъектов федерации избираются, как правило, путем прямых выборов. Законный ( от латинского слова "легитимация") характер их действия приобретает через посредство прямого участия народа. Легитимация парламента осуществляется механизмом прямой демократии. Другим органам ( за исключением президента в ряде стран) государственной власти законные полномочия предоставляются не народом, а парламентом. Это значит, что их действия легитимируются демократическими путем через парламент. В данном случае речь идет об опосредственной демократической легитимации. Выборы выполняют свою функцию легитимации только в том случае, если они проводятся регулярно через разумные промежутки времени. Только так может быть выражена политическая воля народа. таким образом, демократия это "власть на время". По окончании легислатуры в результате новых выборов могут быть избраны новые представители народа. Конституция РФ предусматривает срок избрания депутатов парламента и президента 4 года. Ряд статей конституции обычно фиксирует принципы избирательного права. К принципам демократического избирательного права относят следующие требования к выборам: они должны быть всеобщими, прямыми, свободными, равными, при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что все граждане обладают избирательным правом и дискриминация по сословным, религиозным, расово-этническим, политическим признакам недопустима. Однако в избирательном праве может быть отказано, например, несовершеннолетним и душевнобольным. Прямой характер выборов означает, как правило, что депутаты избираются напрямую избирателями. Между избирателями и кандидатами не посредников, выборщиков, которых бы избирали. Свобода выборов интерпретируется как право избирателя руководствоваться собственным выбором, без какого-либо давления извне. Равенство выборов означает, что демократическое государство предусматривает для всех граждан равное право на участие в формировании политической воли. Особое значение имеет право при этом равное избирательное право и право голоса, которые дают каждому гражданину возможность определять состав правящих сил. Каждый голос имеет равную силу. Но равные шансы на успех не гарантируются. В большинстве конституций демократических государств закреплен принцип большинства в принятии решений на выборах и в работе парламента, вместе с тем, часто закрепляются также и права меньшинства. Свобода слова и политических высказываний. Многопартийная система. САМОУПРАВЛЕНИЕ. Оно означает, что государственные задачи решаются юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует часть своих функций органам самоуправления ( в России - органы управления, стоящие в иерархии ниже уровня субъектов федерации). Закрепление в Конституции РФ республиканской формы государства означает отрицание наследственного или кровного механизма передачи государственной власти и утверждение прихода к власти главы государства, как правило, путем выборов, либо в силу политических событий ( революций). ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 3. Характеристика правового государства, данная в абз. 3 ст. 20 германского Основного закона считается едва ли не классической. Согласно ей, в таком государстве "законодательство связано конституционным строем, исполнительная власть и правосудие - законом и правом". Отсюда следует, во- первых, что принципы конституционного строя превыше всего. Даже законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие изменения, которые устраняют конституционный строй ( например, сводят на нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение властей и т. п. ). В абз. 3 ст. 79 Основного закона содержится прямое запрещение, вносить в него, в частности, такие изменения, которые затрагивают разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в законодательстве, статью 1, обязывающую государство уважать и защищать достоинство и права человека, и статью 20, которая фиксирует, помимо указанного, принципы демократии и право граждан на сопротивление попыткам устранить конституционный строй. К основным положениям, характеризующим правовое государство, относят следующие: * провозглашение нерушимости основных прав человека со стороны государства, представляющих собой сущность свободно-демократического строя; * закономерность, законность управления, которая складывается из двух элементов: * Управление руководствуется в своих действиях законом (приоритет закона). * Управление ( административная власть) не имеет права вмешиваться в область гражданских прав, не имея на то законных полномочий (ограничение законом); * конституционность законов, связывающая законодателя с конституцией. Означает невозможность существования законов, противоречащих конституции, и подзаконных актов, противоречащих закону. Установление верховенства конституции; * независимость судей как конституционный принцип по должностному, профессиональному признаку, означающему полную свободу решений от каких бы то ни было указаний парламента, и личную независимость, защищающую судью от увольнения или перевода на другую работу без его согласия, законного основания или приговора суда; * установление основ механизма гарантий прав и свобод, сформулированного в 5 поправке в 1789 г. к Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года: "Никто не должен лишиться жизни, свободы или имущества без должной юридической процедуры", т. е. иначе как по закону. При этом закон не имеет обратной силы, а судья не имеет права решать, что наказуемо, а что нет, иначе гражданин потеряет критерии оценки того, что правомерно, а что противоречит правопорядку. Суд - механизм правовой защиты и правового контроля; * разделение власти, т. е. расчленение неделимой государственной власти на отдельные функции. Политическая функция конституции состоит в установлении юридических пределов ограничения власти. В статье 16 Декларации прав человека и гражданина характеризуются такие пределы: "Любое общество, в котором не обеспечивается гарантия прав человека и не определяется разделение властей, вовсе не имеет конституции". Разделение как распределение функций. "Разделение властей" означает принцип, в соответствие с которым при конституционном режиме ни одна их трех главных властей не может кумулировать две или более двух функции ( законодательная, исполнительная, судебная). Точнее, следовало бы говорить о "разделе", а не о "разделении" властей, т. к. этот принцип не запрещает сотрудничества или конфронтации между различными властями ( органами). Например, при президентском режиме оба органа ( президент и парламент) сотрудничают в осуществлении законодательной функции. В данном случае под президентском режимом понимается такой конституционный режим, при котором исполнительная власть, состоящая исключительно из президента республики, и законодательная власть являются юридически независимыми. Это означает, что ни одна из них не может положить конец функциям другой и кроме того ни одна из них не вытекает из другой ( с |
![]() |
то?!
|
![]() |
пришлось рвать =(
|
![]() |
22 ты бы перед тем как выкладывать, почитал бы что написано.не то!
достаточно просто давать ссылки.. |
_Viking_ |
Ну тогда ничем не помогу!!!
|
![]() |
Покопайся тут ;)
http://kursowaya.ru/4123.html |
![]() |
27 на том сайте дополна всего,если совсем не подойдёт то что скинул-посмотри на сайте другое
|
![]() |
ВВЕДЕНИЕ
Обмен информацией был и является одной из отличительных особенностей человеческой деятельности. Общение людей друг с другом, их взаимоотношения с внешним миром, их производственная, научная и общественная деятельность тесно связаны с информационными процессами – процессами восприятия, передачи, об-работки, поиска, хранения и отображения информации. Без обмена информацией невозможно управление различными объектами, организация производственной, научной и общественной жизни человека. Процессы общения также неразрывно связаны с информационным обменом, коммуникацией, установлением информаци-онных связей между обучаемыми и обучающим. Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации. Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это бы-ли сведения о профессиональных навыках, например о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фик-сировать в виде графических образов окружающего мира. Так, первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения, людей, появились примерно 20 – 30 тыс. лет назад. Поиск более современных способов фиксирования информации привел к по-явлению письменности. Вначале люди записывали расчеты с покупателями, а затем написали и первое слово. 1. ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ, ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС. В обыденной жизни информацию отождествляют с понятиями "сообщение", "сведения", "данные", "знания". Такое соотношение допустимо лишь до некоторой степени, так как у всех этих понятий есть одно общее важное свойство – они обо-значают нечто, являющееся отображением реальных объектов и процессов. Однако, как только ставится вопрос о совершенствовании информационных процессов, по-добное понимание термина "информация" обнаруживает ряд недостатков. Так, оче-видным является то, что целью функционирования информационных систем не может быть выдача как можно большего количества информации (показателей, до-кументов). Один лаконичный, грамотно составленный документ чаще всего полез-нее "информативнее", чем несколько документов. Взяв ряд исходных показателей, можно получить множество различных производных, но увеличение числа послед-них не обязательно будет отражать прирост полезных сведений (знаний). Следовательно, данные или сообщения содержат нечто такое, от чего зависит их сравнительная ценность, ради чего они собираются, передаются и обрабаты-ваются. Именно поэтому под термином "информация" чаще всего понимают со-держательный аспект данных, проводя, таким образом, различие между информа-цией и данными. Термин "данные" происходит от латинского слова data – факт, а термин "информация" – от латинского "informatio", что означает разъяснение, из-ложение. В строго научном плане понятие "информация" связывается с вероятностью осуществления того или иного события. И чем выше вероятность конкретного ис-хода (результата) этого события, тем меньше количество информации возникает после его осуществления и наоборот. Следовательно, ИНФОРМАЦИЯ – это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события. Причем характерным является то обстоятельство, что информативность сообщения (количество информации в нем) не всегда пропорциональна объему (длине) этого сообщения. Информация не существует сама по себе, так как она подразумевает наличие объекта (источника), отражающего информацию, и субъекта (приемника, потреби-теля), воспринимающего ее. Всякое событие, всякое явление служит источником информации. Процесс передачи информации от источника к получателю называ-ется ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ. При телефонной передаче источник сообщения - говорящий. Кодирующее устройство, изменяющее звуки слов в электрические импульсы, - это микрофон. Ка-нал, по которому передается информация - телефонный провод. Та часть трубки, ко-торую мы подносим к уху, играет роль декодирующего устройства. Здесь электри-ческие сигналы снова преобразуются в звуки. И, наконец, информация поступает в "принимающее устройство" - ухо человека на другом конце провода. Общая схема передачи информации. КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ Информация - произвольная последовательность символов, т.е. любое слово, каждый новый символ увеличивает количество информации. Как же измерить ко-личество информации? Для этого, как впрочем и для измерения длины, массы и т.д. нужен эталон. Какое же слово взять в качестве эталона информации? Прежде, чем выбрать это слово необходимо выбрать алфавит - материал, из которого будет сде-лано это слово. Обычно алфавит берут двухсимвольным. Например, он может со-стоять из цифр 1 и 0. Эталоном считается слово, состоящее из одного символа тако-го алфавита. Количество информации, содержащееся в этом слове, принимают за единицу, названную битом. Имея эталон количества информации можно сравнить любое слово с эталоном. Проще сравнивать те слова, которые записаны в том же двухсимвольном алфавите. ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ Количество информации в двух сообщениях может быть совершенно одина-ковым, а смысл совершенно разным. Два слова, например «Мир» и «Рим», содер-жат одинаковое количество информации, состоят из одних и тех же букв, но смысл слов различен. В повседневной жизни, как правило, оцениваются полученные сведения со смысловой стороны: новые сведения воспринимаем не как определенное количест-во информации, а как новое содержание. Пассажиры едут в автобусе. Водитель объявляет остановку. Кое-кто выходит, остальные не обращают внимания на слова водителя - переданную им информа-цию. Почему? Потому что информация здесь имеет разную ценность для получате-лей, в роли которых в этом примере выступают пассажиры. Вышел тот, для кого информация была ценна. Значит, ценность можно определить как свойство ин-формации, влияющей на поведение ее получателя. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИХ РАЗЛИЧИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – это коммуникационная система по сбору, передаче и переработке информации об объекте. Это прикладная программ-ная подсистема, ориентированная на поиск, сбор, обработку и хранение информа-ции. Каждый базовый компонент информационной системы является самостоя-тельной системой, имеет определенную структуру построения и цели функциони-рования. Термин "технология" (от греческое "techne" – искусство, умение, мастерство и греческого "logos" – понятие, учение) определяется как совокупность методов обра-ботки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции. Технология неразрывно связана с машинизацией производственного или не-производственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие тех-нологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной тех-ники. Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, ин-женерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономиче-ские и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования ин-формационных потоков в системах подготовки специалистов. 3. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ Цели, задачи и виды обработки информации Понятие обработки информации является весьма широким. Ведя речь об об-работке информации, следует дать понятие инварианта обработки. Обычно им яв-ляется смысл сообщения (смысл информации, заключенной в сообщении). При ав-томатизированной обработке информации объектом обработки служит сообщение, и здесь важно провести обработку таким образом, чтобы инварианты преобразований сообщения соответствовали инвариантам преобразования информации. Цель обработки информации в целом определяется целью функционирования некоторой системы, с которой связан рассматриваемый информационный процесс. Однако для достижения цели всегда приходится решать ряд взаимосвязанных задач. К примеру, начальная стадия информационного процесса – рецепция. В раз-личных информационных системах рецепция выражается в таких конкретных про-цессах, как отбор информации (в системах научно-технической информации), пре-образование физических величин в измерительный сигнал (в информационно-измерительных системах), раздражимость. и ощущения (в биологических системах) и т.п. Процесс рецепции начинается на границе, отделяющей информационную сис-тему от внешнего мира. Здесь, на границе, сигнал внешнего мира преобразуется в форму, удобную для дальнейшей обработки. Для биологических систем и многих технических систем, например читающих автоматов, эта граница более или менее четко выражена. В остальных случаях она в значительной степени условна и даже расплывчата. Что касается внутренней границы процесса рецепции, то она практи-чески всегда условна и выбирается в каждом конкретном случае исходя из удобства исследования информационного процесса. Следует отметить, что независимо от того, как "глубоко" будет отодвинута внутренняя граница, рецепцию всегда можно рассматривать как процесс классифи-кации. Формализованная модель обработки информации Обратимся теперь к вопросу о том, в чем сходство и различие процессов обра-ботки информации, связанных с различными составляющими информационного процесса, используя при этом формализованную модель обработки. Прежде всего заметим, что нельзя отрывать этот вопрос от потребителя информации (адресата), от семантического и прагматического аспектов информации. Наличие адресата, для ко-торого предназначено сообщение (сигнал), определяет отсутствие однозначного со-ответствия между сообщением и содержащейся в нем информацией. Совершенно очевидно, что одно и то же сообщение может иметь различный смысл для разных адресатов и различное прагматическое значение. Предположим, что с каждым конкретным потребителем информации связано некоторое множество I, элементами которого являются пары смысл-значение. Су-ществует множество X сообщений, элементами которого могут быть символы, сло-ва, фразы, значения физических величин и процессов – словом, любые знаки. Чтобы из сообщения X могла быть извлечена информация I, должно существовать некото-рое отображение являющееся результатом действия по крайней мере трех факторов: 1) договоренности между отправителем и потребителем, что позволяет "ос-мысливать" сообщение; 2) наличием конкретной цели у адресата; 3) той ситуацией, в которой находится адресат. Последние два фактора определяют значение сообщения. Отображение на-зывается правилом интерпретации сообщении. Оно может быть общим, понятным для многих потребителей информации, либо известным лишь паре отправитель—потребитель, а для других потребителей информации незнание правила приводит к тому, что даже воспринятое сообщение не поддается интерпретации или ведет к ложной интерпретации. Обработка информации не может быть осуществлена вне обработки содержа-щих ее сообщений. Можно представить следующую формализованную модель обработки. Пусть X – множество возможных сообщений, фигурирующих в некоторой системе ком-муникации. Под обработкой сообщений понимается некоторое отображение : где Y – множество, элементы которого назовем обработанными сообщениями. В общем случае для интерпретации сообщений Y может служить правило, отличное от , например, правило . Тогда отображение следует рассматривать как интерпретацию обработанных сообщений Y. Здесь множество J есть также множество пар смысл-значение. Представление обработки в форме (3.2), хотя и не охватывает всех видов об-работки сообщений, тем не менее является достаточно общим, чтобы рассматривать многие виды обработки сообщений в технических системах. Принимая во внимание правило обработки (3.2) и правила интерпретации (3.1) и (3.3), получаем следующую зависимость отображений , и : Из диаграммы видно, что каждому сообщению xX поставлен в соответствие ровно один образ xI и ровно один образ xJ. Действительно: yY имеет образ y)J; xX имеет образ (x)Y, (x)=y; xX имеет образ ((x)). Учитывая это, на множествах I, J можно определить отношение , которое может выражать такой смысл: иметь общий прообраз во множестве X. Данное от-ношение не обязательно является отображением. Так, если отображение не би-ективно, то элемент множества I может иметь более одного прообраза во множестве X. Каждый прообраз как элемент множества X имеет по одному образу в множестве J, и, следовательно, рассматриваемый элемент из множества I находится в отноше-нии с числом элементов из множества J, равным числу его прообразов в множест-ве X. В силу этого отношение не является отображением. Правило обработки сообщения X называется сохраняющим информацию, если отношение является отображением, а диаграмма (3.4) принимает вид Из диаграммы следует, что произведение отношения равно произведению , т. е. диаграмма (3.4) является коммутативной. Определяющим отображением в диаграмме (3.4) является отображение – правило обработки информации. Поэтому названия различных видов обработки сообщений происходят из смысла и имени правила . Обычно при выборе вида обработки сообщений исходят из правила с учетом правил интерпретации сообщений и . Пусть и – взаимно однозначные отображения. Это относится к случаю, ко-гда к правилу предъявляется требование не терять информацию в процессе обра-ботки, например при перемене носителя информации, переходе от одного вида мо-дуляции к другому и т. и. Рассмотрим пример из области сообщений на естественном языке. Очевидно, сообщение «ЭВМ облад. сп-стью обр-ки инф-ии», благодаря избыточности текста на естественном языке однозначно восстанавливается как «ЭВМ обладает способно-стью обработки информации». В рассмотренных примерах существует обратное преобразование -1, которое является однозначным, – позволяет восстановить исходный элемент xX по извест-ному yY, т. е. исходное сообщение по обработанному. Рассмотрим теперь случай, когда является взаимно однозначным отображе-нием, т.е. интерпретация исходного сообщения может быть произведена точно, а взаимно однозначным отображением не является. Это значит, что множество X име-ет большее число элементов, чем множество Y. Тогда есть сжимающее отобра-жение. В этом случае правило преобразования называется сжатием информации, хотя правильнее говорить о сжатии сообщения или сжатии сигнала. Наконец, если отображение не инъективно, то отображение также не явля-ется взаимно однозначным. При этом происходит потеря части информации в обра-ботанном сообщении yY по сравнению с той, которая содержится в исходном со-общении xX. Существует много видов обработки информации. Задачи обнаружения сигнала Сигнал s(t) распространяясь по каналу связи, искажается помехой, так что можно говорить о том, что на вход приемника приходит не сигнал s(t), а другой сиг-нал (t). В приемнике содержатся априорные сведения о сигнале: 1) известен вид функции s(t) и известно, что она не равна нулю на интервале времени (tн,tк), 2) известна статистика помехи (например, плотность вероятности ее амплиту-ды). В приемнике решается, был ли передай сигнал на интервале времени (tн,tк) или нет. Очевидно, что решение нельзя принять до наступления момента времени tн, а в ряде случаев – и до наступления момента tк. Приемник анализирует сигнал (t) на интервале (tн,tк) и в некоторый момент времени t0tк должен выдать решение. Рассмотрим решение данной задачи при следующих ограничениях (условиях): 1) известен вид сигнала s(t), действующего в интервале времени (0, t0); 2) помеха n(t) является аддитивной и представляет собой белый шум, т.е. спектральная плотность мощности помехи Gn(f)=C, где – постоянная величина. Приемник является линейной системой, к которой применим принцип супер-позиции. На вход приемника поступает воздействие, представляющее собой смесь полезного сигнала s(t) и помехи n(t): (t)=s(t)+n(t). Реакцию такой системы на это входное воздействие можно представить как сумму p(t)=x(t)+(t), где x(t) – реакция системы, вызванная воздействием полезного сигнала s(t); (t) – результат преобразования системой помехи n(t). Такое разделение произвести можно, если приемник – линейная система. Помеху, действующую в канале связи, практически нельзя уменьшить, поэто-му для повышения помехоустойчивости и пропускной способности канала связи стремятся обычно увеличить мощность полезного сигнала s(t). Как правило, выби-рают максимально возможную мощность, учитывая ограничения, накладываемые аппаратурой и самой линией связи, чтобы обеспечить максимальное отношение Pc/n2, где Pc – мощность полезного сигнала, а n2 – мощность помехи, отнесенные к входу приемника Функция приемника – обработать сигнал, чтобы еще больше увеличить отно-шение сигнал/помеха. Рассмотрим задачу обнаружения сигнала на фоне помех как задачу синтеза линейного фильтра, на выходе которого в момент времени t0 имеет место максимум отношении x(t0)/2, где 2 – мощность (дисперсия) помехи на вы-ходе фильтра. Синтез фильтра заключается в нахождении либо его частотной характеристи-ки W(jf), либо его импульсной характеристики h(t). При этом необходимо, чтобы выполнялось условие min[ -2kx(t0)], где k – произвольный постоянный коэффициент. Учитывая, что спектр помехи (t) на выходе фильтра зависит от его частотной характеристики: , определим мощность помехи: Выходной сигнал фильтра в момент времени t0 Преобразуем выражение (3.6): Интеграл представляет собой энергию сигнала и при заданной функции s(t) является постоянной величиной. Условием минимума является равен-ство нулю интеграла , т.е. . Это условие эквивалентно равенству , означающему, что наи-большее отношение сигнал/помеха в момент времени t0 на выходе фильтра достига-ется тогда, когда импульсная характеристика фильтра является зеркальным отобра-жением полезного сигнала s(t+t0) (рис. 3.1). Сжатие и адаптивная дискретизация сигналов Рассмотрим источники измерительной информации и измерительные сигналы. В качестве источников измерительной информации выступают физические объекты разнообразной природы. Для отбора измерительной информации используются раз-личные измерительные преобразователи, основная функция которых состоит в пре-вращении контролируемого параметра или параметров объекта измерения в сигна-лы. Поэтому ряд свойств измерительных сигналов определяются как видом объекта измерения, так и условиями измерения. В измерительной технике актуальна проблема обработки больших потоков измерительной информации. Решая эту проблему, можно пойти двумя путями: уве-личивать быстродействие средств обработки информации или же сократить объемы обрабатываемой информации. Быстродействие средств обработки информации (ЭВМ, ми |
![]() |
29 полностью тут можно скачать
http://www.referat.ru/pub/item/21097 |
![]() |
и вот еще
http://www.referat.ru/pub/item/22936 |
![]() |
Это конечно всё хорошо! но не вижу не слова про ГМУ!
за старание 50к |
Тема закрыта sa pinto |