Cообщение
21
0
23 Сен 2007
20 смотри 1 пост!
22
0
23 Сен 2007
ВОПРОС.№53

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МЕСТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИя ГМУ В СИСТЕМЕ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО
РАЗДЕЛЕНИя ВЛАСТЕЙ. ГОСУДАРСТВО - ИНСТИТУТ ПОЛИТИчЕСКИЙ. ТЕРМИН
"ГОСУДАРСТВО" ДОСТАТОчНО МНОГОЗНАчЕН В РУССКОМ яЗЫКЕ, А ЕСЛИ ПРИНяТЬ ВО
ВНИМАНИЕ яЗЫКИ ДРУГИХ СТРАН, ТО МНОГОЗНАчНОСТЬ ЕГО ЕЩЕ БОЛЕЕ ВОЗРАСТАЕТ. В
ОБЫДЕННОЙ РЕчИ И В НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ КОНТЕКСТАХ ТЕРМИН "ГОСУДАРСТВО"
ВЫСТУПАЕТ СИНОНИМОМ ПОНяТИя "СТРАНА". ПО-РАЗНОМУ ПОНИМАЕТСя "ГОСУДАРСТВО" И
Ы ИДЕОЛОГИчЕСКИХ, ПОЛИТИчЕСКИХ, ПРАВОВЫХ КОНТЕКСТАХ, НАПРИМЕР, В
КОНСТИТУЦИяХ РАЗЛИчНЫХ СТРАН.
Так, абзац I ст. I Конституции Испании 1978 года гласит: "Испания
конституируется в социальное и демократическое правовое государство,
которое провозглашает высшими ценностями своего правопорядка свободу,
справедливость, равенство и политический плюрализм". В данном случае
"государство" представляет собой не что иное, как определенную форму или
определенный способ организации общества, которая характеризуется наличием
установленной территории, проживающего там населения и специального
аппарата осуществления политической власти, суверенной и опирающейся на
монополию возможного насилия. Общественные отношения при данной форме
организации общества регулируются нормами права, которые санкционируются
или устанавливаются аппаратом власти и во всяком случае обеспечиваются им.
В ст. 97 той же Конституции сказано, что "Правительство руководит обороной
государства". В данном контексте речь идет о государстве как стране, хотя
не исключается и понимание данного термина, изложенное выше. Этот термин
может обозначать и систему высших органов власти в совокупности со всем
избирательным корпусом, как, например, в ст. 149, определяющей
исключительную компетенцию государства, в которую не могут вторгаться, в
частности, органы региональных автономных сообществ, составляющих Испанию.
В данном случае компетенция государства - это полномочия, осуществляемые
высшими (центральными) органами государства и их агентами на местах, а
также избирательным корпусом путем референдума. В тех случаях, когда
испанская Конституция говорит о всей системе органов власти, включая и
местное самоуправление, она пользуется термином "публичные власти".
Политическая конституция Мексиканских Соединенных Штатов 1917 года
определяет государство как федерацию, штаты и муниципии ( ст3, ч. 1), т. е.
имеет в виду всю систему власти. Само же организованное сообщество
обозначается как нация ( ст. 26, ч. 1 и 2).
А вот Федеральный конституционный закон Австрии 1920 года в редакции
1929 года, за исключением первых двух статей, где Австрия определяется как
демократическая республика и как федеративное государство далее повсеместно
пользуется терминами "федерация", "земля", "община".
Все эти примеры, которых можно привести значительно больше,
свидетельствуют о том, что необходимо в каждом конкретном случае четко
определять содержание понятия, его значение. Очевидно, что в принципе
желательна однозначная интерпретация понятий, которыми мы пользуемся,
особенно тех, которые качаются государства. Однако, это невозможно в силу
неравномерности развития общества, научных исследований, уточняю их
содержание понятий и вводящих новые термины и понятия в оборот, а также
развития языка как средства общения. Поэтому приходится считаться с
необходимостью и возможностью использования различных интерпретаций понятия
"государство", обусловленных особыми, частными целями. В настоящем
контексте под государством мы будем понимать социальный институт,
организацию, созданную обществом для удовлетворения своих интересов и
достижения своих целей, которая объединяет органы власти, действующие в
масштабе страны или субъекта федерации либо пользующегося законодательной
автономией территориального сообщества (например, область в Италии), с
местными агентами этих органов (префектами, комиссарами, губернаторами и т.
п. ) вместе с избирательным корпусом страны или субъекта федерации либо
территориального сообщества, с законодательной автономией. Строго говоря,
субъекты федерации, как правило, даже когда называются государствами (штат
- в переводе "государство"), и автономные территориальные сообщества,
которые никогда не являются государствами - все они есть государственные, а
точнее - государствоподобные образования. Конституционное (государственное)
право зарубежных стран . Необходимость определения понятия
"государство"обусловлена нашей потребностью работать в дальнейшем с
понятием " государственное и местное управление", характеризующим
функционирование государства. Безусловно признавая вторичность
происхождения государства по отношению к обществу, регулирующую
управленческую его роль по отношению к обществу, мы можем утверждать, что
государство и общество соотносятся как управляющая и управляемая подсистемы
одного целого, и само это отношение есть дифференциация, разделение и
выделение в рамках целого. Вместе с тем, общество ( социальная система) -
объект управления со стороны государства, неоднородно в структурном
отношении, точнее, многоструктурно. Адекватность и эффективность
взаимодействия объекта и субъекта управления требуют их формального
(структурного) и содержательного (технологического) соответствия. Иными
словами, наличие в обществе различных подсистем (социальной, экономической
и т. п. ) говорит и вариативности средств этой реализации.
Причиной ( этого явления) позволительно, на наш взгляд, считать
развитие общества на основе кооперации и комбинации деятельности, а также
дифферециации и универсализации отдельных операций и видов деятельности.
Указанные процессы и порождают вертикальные и горизонтальные общественные
структуры.
Еще одна особенность, влияющая на взаимодействие общества и
государства, - двойственность положения государства как "слуги" и
"господина" общества. Являясь общественным продуктом, созданным для
удовлетворения специфических общественных потребностей, государство не
может не преследовать цели и функции социальной направленности, выполнять,
так сказать, социальный заказ. Однако, последнее возможно лишь при условии
сохранения государством своей специфичности, в известном смысле,
отдельности от общества, относительной самостоятельности как доминирующего,
властного, управляющего института по отношению к обществу. Иными словами,
чтобы выполнять социальный заказ, государство должно сохранять самого себя
как политический институт при доминировании политических целей над
социальными ( по крайней мере, в явлении) в течение отдельных временных
интервалов и при доминировании социальных целей над политическими в
конечном счете, в стратегии.
Вышеизложенное убедительно, на наш взгляд, свидетельствует о
безусловной необходимости дифференциации самого государства как управляющей
подсистемы, как организационной структуры управления обществом. Специфику
же государства как института составляет, как известно, власть.
Следовательно, говоря о дифференциации государства, его структуры, мы имеем
в виду не что иное как дифференциацию, дисперсию, дискрецию власти - то,
что получило название разделение властей. С идеологией и практикой
разделения властей в государственном управлении обществом связан целый ряд
принципов, влияющих на все составляющие организационной структуры
управления.
Принципы эти обычно формулируются на уровне конституций государств. Не
является исключением и Конституция Российской Федерации. Статья I
Конституции РФ гласит: "Российская Федерация - Россия есть демократическое
федеративное правовое государство с республиканской формой правления". А
статья 7 утверждает, что Россия - "социальное государство". В данных
статьях закреплены пять конституционных ( основополагающих) принципов
организации государственной власти: демократия, республика, правовое
государство, социальное государство, федерация. Каждый из основополагающих
принципов реализуется через ряд специальных принципов организации власти в
государстве.

2.Демократия.
Характерными признаками демократии являются следующие:
* выборы;
* принцип большинства;
* принцип равенства;
* свобода ( в политическом смысле) мнений, в т. ч. свобода СМИ;
* многопартийная система;
* самоуправление.
ВЫБОРЫ. Демократичность государства выражается в том, что его
организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать
влияние на содержание и принятие управленческих государственных решений,
добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов. Но
для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность,
необходимы существенные дополнительные условия. Прежде всего -
демократический политический режим и политико-правовая культура.
Государство не может обойтись без профессионального управленческого
аппарата, именуемого в социологии бюрократией ( социологи не вкладывают в
этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли). Но для
того, чтобы этот аппарат не стал бюрократией в отрицательном значении этого
слова, необходима продуманная система социального контроля за его составом
и деятельностью и система его ответственности. В развитых демократических
странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные
соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность,
конкурсная система комплектования государственной службы и др.). Опыт,
правда, свидетельствует, что и в этих странах не такой уж редкостью
является то, что мы называем бюрократическими извращениями (служебные
злоупотребления, неэффективность и пр. ), однако общество и человек
обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.
Государство действует главным образом через систему органов и
учреждений, которые в совокупности образуют государственный механизм ( не
смешивать с госаппаратом). Государственный орган - это лицо или
организованная группа лиц, наделенные правом принимать властные решения
(например, парламент, президент, суд, префект). Государственное учреждение
это организованная группа лиц, властных решений по отношению к другим лицам
не принимающая, однако обслуживающая либо население ( например, школа),
либо государство в целом или отдельные его органы ( например, армия).
Функционирование государственных органов и учреждений происходит через
решения и действия их должностных лиц, наделенных индивидуальными
полномочиями, осуществление которых порождают юридические последствия для
других лиц. Конституционно-правовое регулирование государственного
механизма в демократических государствах основываются, в частности, на
принципе народного суверенитета. Принцип этот означает, что источником всей
власти считается народ. Власть народа - это и есть демократия в буквальном
смысле слова. Она осуществляется в представительной и непосредственной
формах.
Представительная демократия, или, иначе говоря, представительное
правление, осуществляется через государственные органы, избираемые народом.
Депутаты парламента, законодательного собрания на уровне федерации и
субъектов федерации избираются, как правило, путем прямых выборов. Законный
( от латинского слова "легитимация") характер их действия приобретает через
посредство прямого участия народа. Легитимация парламента осуществляется
механизмом прямой демократии. Другим органам ( за исключением президента в
ряде стран) государственной власти законные полномочия предоставляются не
народом, а парламентом. Это значит, что их действия легитимируются
демократическими путем через парламент. В данном случае речь идет об
опосредственной демократической легитимации. Выборы выполняют свою функцию
легитимации только в том случае, если они проводятся регулярно через
разумные промежутки времени. Только так может быть выражена политическая
воля народа. таким образом, демократия это "власть на время". По окончании
легислатуры в результате новых выборов могут быть избраны новые
представители народа. Конституция РФ предусматривает срок избрания
депутатов парламента и президента 4 года.
Ряд статей конституции обычно фиксирует принципы избирательного права.
К принципам демократического избирательного права относят следующие
требования к выборам: они должны быть всеобщими, прямыми, свободными,
равными, при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что все
граждане обладают избирательным правом и дискриминация по сословным,
религиозным, расово-этническим, политическим признакам недопустима. Однако
в избирательном праве может быть отказано, например, несовершеннолетним и
душевнобольным. Прямой характер выборов означает, как правило, что депутаты
избираются напрямую избирателями. Между избирателями и кандидатами не
посредников, выборщиков, которых бы избирали. Свобода выборов
интерпретируется как право избирателя руководствоваться собственным
выбором, без какого-либо давления извне. Равенство выборов означает, что
демократическое государство предусматривает для всех граждан равное право
на участие в формировании политической воли. Особое значение имеет право
при этом равное избирательное право и право голоса, которые дают каждому
гражданину возможность определять состав правящих сил. Каждый голос имеет
равную силу. Но равные шансы на успех не гарантируются.
В большинстве конституций демократических государств закреплен принцип
большинства в принятии решений на выборах и в работе парламента, вместе с
тем, часто закрепляются также и права меньшинства.
Свобода слова и политических высказываний.
Многопартийная система.
САМОУПРАВЛЕНИЕ. Оно означает, что государственные задачи решаются
юридическими лицами публичного права. Иначе говоря, государство делегирует
часть своих функций органам самоуправления ( в России - органы управления,
стоящие в иерархии ниже уровня субъектов федерации).
Закрепление в Конституции РФ республиканской формы государства
означает отрицание наследственного или кровного механизма передачи
государственной власти и утверждение прихода к власти главы государства,
как правило, путем выборов, либо в силу политических событий ( революций).

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
3. Характеристика правового государства, данная в абз. 3 ст. 20
германского Основного закона считается едва ли не классической. Согласно
ей, в таком государстве "законодательство связано конституционным строем,
исполнительная власть и правосудие - законом и правом". Отсюда следует, во-
первых, что принципы конституционного строя превыше всего. Даже
законодатель, который правомочен изменять конституцию, не вправе
действовать при этом произвольно: в конституцию нельзя вносить такие
изменения, которые устраняют конституционный строй ( например, сводят на
нет права человека и гражданина, ликвидируют или искажают разделение
властей и т. п. ). В абз. 3 ст. 79 Основного закона содержится прямое
запрещение, вносить в него, в частности, такие изменения, которые
затрагивают разделение Федерации на земли, принципы сотрудничества земель в
законодательстве, статью 1, обязывающую государство уважать и защищать
достоинство и права человека, и статью 20, которая фиксирует, помимо
указанного, принципы демократии и право граждан на сопротивление попыткам
устранить конституционный строй.
К основным положениям, характеризующим правовое государство, относят
следующие:
* провозглашение нерушимости основных прав человека со стороны
государства, представляющих собой сущность свободно-демократического строя;
* закономерность, законность управления, которая складывается из
двух элементов:
* Управление руководствуется в своих действиях законом (приоритет
закона).
* Управление ( административная власть) не имеет права вмешиваться
в область гражданских прав, не имея на то законных полномочий (ограничение
законом);
* конституционность законов, связывающая законодателя с
конституцией. Означает невозможность существования законов, противоречащих
конституции, и подзаконных актов, противоречащих закону. Установление
верховенства конституции;
* независимость судей как конституционный принцип по должностному,
профессиональному признаку, означающему полную свободу решений от каких бы
то ни было указаний парламента, и личную независимость, защищающую судью от
увольнения или перевода на другую работу без его согласия, законного
основания или приговора суда;
* установление основ механизма гарантий прав и свобод,
сформулированного в 5 поправке в 1789 г. к Конституции Соединенных Штатов
Америки 1787 года: "Никто не должен лишиться жизни, свободы или имущества
без должной юридической процедуры", т. е. иначе как по закону. При этом
закон не имеет обратной силы, а судья не имеет права решать, что наказуемо,
а что нет, иначе гражданин потеряет критерии оценки того, что правомерно, а
что противоречит правопорядку. Суд - механизм правовой защиты и правового
контроля;
* разделение власти, т. е. расчленение неделимой государственной
власти на отдельные функции. Политическая функция конституции состоит в
установлении юридических пределов ограничения власти. В статье 16
Декларации прав человека и гражданина характеризуются такие пределы: "Любое
общество, в котором не обеспечивается гарантия прав человека и не
определяется разделение властей, вовсе не имеет конституции".

Разделение как распределение функций.
"Разделение властей" означает принцип, в соответствие с которым при
конституционном режиме ни одна их трех главных властей не может
кумулировать две или более двух функции ( законодательная, исполнительная,
судебная). Точнее, следовало бы говорить о "разделе", а не о "разделении"
властей, т. к. этот принцип не запрещает сотрудничества или конфронтации
между различными властями ( органами). Например, при президентском режиме
оба органа ( президент и парламент) сотрудничают в осуществлении
законодательной функции. В данном случае под президентском режимом
понимается такой конституционный режим, при котором исполнительная власть,
состоящая исключительно из президента республики, и законодательная власть
являются юридически независимыми. Это означает, что ни одна из них не может
положить конец функциям другой и кроме того ни одна из них не вытекает из
другой ( с
23
0
23 Сен 2007
то?!
24
0
23 Сен 2007
пришлось рвать =(
25
0
23 Сен 2007
22 ты бы перед тем как выкладывать, почитал бы что написано.не то!
достаточно просто давать ссылки..
26
0
23 Сен 2007
Ну тогда ничем не помогу!!!
#302  makov
27
0
23 Сен 2007
Покопайся тут ;)
http://kursowaya.ru/4123.html
#302  makov
28
0
23 Сен 2007
27 на том сайте дополна всего,если совсем не подойдёт то что скинул-посмотри на сайте другое
29
0
23 Сен 2007
ВВЕДЕНИЕ
Обмен информацией был и является одной из отличительных особенностей человеческой деятельности. Общение людей друг с другом, их взаимоотношения с внешним миром, их производственная, научная и общественная деятельность тесно связаны с информационными процессами – процессами восприятия, передачи, об-работки, поиска, хранения и отображения информации. Без обмена информацией невозможно управление различными объектами, организация производственной, научной и общественной жизни человека. Процессы общения также неразрывно связаны с информационным обменом, коммуникацией, установлением информаци-онных связей между обучаемыми и обучающим.
Накопление человечеством опыта и знаний при освоении природы смешалось с освоением информации.
Сначала из поколения в поколение информация передавалась устно. Это бы-ли сведения о профессиональных навыках, например о приемах охоты, обработки охотничьих трофеев, способах земледелия и др. Но затем информацию стали фик-сировать в виде графических образов окружающего мира. Так, первые наскальные рисунки, изображающие животных, растения, людей, появились примерно 20 – 30 тыс. лет назад.
Поиск более современных способов фиксирования информации привел к по-явлению письменности. Вначале люди записывали расчеты с покупателями, а затем написали и первое слово.










1. ЧТО ТАКОЕ ИНФОРМАЦИЯ,
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
В обыденной жизни информацию отождествляют с понятиями "сообщение", "сведения", "данные", "знания". Такое соотношение допустимо лишь до некоторой степени, так как у всех этих понятий есть одно общее важное свойство – они обо-значают нечто, являющееся отображением реальных объектов и процессов. Однако, как только ставится вопрос о совершенствовании информационных процессов, по-добное понимание термина "информация" обнаруживает ряд недостатков. Так, оче-видным является то, что целью функционирования информационных систем не может быть выдача как можно большего количества информации (показателей, до-кументов). Один лаконичный, грамотно составленный документ чаще всего полез-нее "информативнее", чем несколько документов. Взяв ряд исходных показателей, можно получить множество различных производных, но увеличение числа послед-них не обязательно будет отражать прирост полезных сведений (знаний).
Следовательно, данные или сообщения содержат нечто такое, от чего зависит их сравнительная ценность, ради чего они собираются, передаются и обрабаты-ваются. Именно поэтому под термином "информация" чаще всего понимают со-держательный аспект данных, проводя, таким образом, различие между информа-цией и данными. Термин "данные" происходит от латинского слова data – факт, а термин "информация" – от латинского "informatio", что означает разъяснение, из-ложение.
В строго научном плане понятие "информация" связывается с вероятностью осуществления того или иного события. И чем выше вероятность конкретного ис-хода (результата) этого события, тем меньше количество информации возникает после его осуществления и наоборот. Следовательно, ИНФОРМАЦИЯ – это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события. Причем характерным является то обстоятельство, что информативность сообщения (количество информации в нем) не всегда пропорциональна объему (длине) этого сообщения.
Информация не существует сама по себе, так как она подразумевает наличие объекта (источника), отражающего информацию, и субъекта (приемника, потреби-теля), воспринимающего ее. Всякое событие, всякое явление служит источником информации.
Процесс передачи информации от источника к получателю называ-ется ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ.
При телефонной передаче источник сообщения - говорящий. Кодирующее устройство, изменяющее звуки слов в электрические импульсы, - это микрофон. Ка-нал, по которому передается информация - телефонный провод. Та часть трубки, ко-торую мы подносим к уху, играет роль декодирующего устройства. Здесь электри-ческие сигналы снова преобразуются в звуки. И, наконец, информация поступает в "принимающее устройство" - ухо человека на другом конце провода.







Общая схема передачи информации.

КОЛИЧЕСТВО ИНФОРМАЦИИ
Информация - произвольная последовательность символов, т.е. любое слово, каждый новый символ увеличивает количество информации. Как же измерить ко-личество информации? Для этого, как впрочем и для измерения длины, массы и т.д. нужен эталон. Какое же слово взять в качестве эталона информации? Прежде, чем выбрать это слово необходимо выбрать алфавит - материал, из которого будет сде-лано это слово. Обычно алфавит берут двухсимвольным. Например, он может со-стоять из цифр 1 и 0. Эталоном считается слово, состоящее из одного символа тако-го алфавита. Количество информации, содержащееся в этом слове, принимают за единицу, названную битом. Имея эталон количества информации можно сравнить любое слово с эталоном. Проще сравнивать те слова, которые записаны в том же двухсимвольном алфавите.

ЦЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ
Количество информации в двух сообщениях может быть совершенно одина-ковым, а смысл совершенно разным. Два слова, например «Мир» и «Рим», содер-жат одинаковое количество информации, состоят из одних и тех же букв, но смысл слов различен.
В повседневной жизни, как правило, оцениваются полученные сведения со смысловой стороны: новые сведения воспринимаем не как определенное количест-во информации, а как новое содержание.
Пассажиры едут в автобусе. Водитель объявляет остановку. Кое-кто выходит, остальные не обращают внимания на слова водителя - переданную им информа-цию. Почему? Потому что информация здесь имеет разную ценность для получате-лей, в роли которых в этом примере выступают пассажиры. Вышел тот, для кого информация была ценна. Значит, ценность можно определить как свойство ин-формации, влияющей на поведение ее получателя.

















2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ИХ РАЗЛИЧИЯ.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА – это коммуникационная система по сбору, передаче и переработке информации об объекте. Это прикладная программ-ная подсистема, ориентированная на поиск, сбор, обработку и хранение информа-ции. Каждый базовый компонент информационной системы является самостоя-тельной системой, имеет определенную структуру построения и цели функциони-рования.
Термин "технология" (от греческое "techne" – искусство, умение, мастерство и греческого "logos" – понятие, учение) определяется как совокупность методов обра-ботки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материалов или полуфабрикатов, осуществляемых в процессе производства конечной продукции.
Технология неразрывно связана с машинизацией производственного или не-производственного, прежде всего управленческого процесса. Управленческие тех-нологии основываются на применении компьютеров и телекоммуникационной тех-ники.
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, ин-женерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономиче-ские и культурные проблемы. Сами информационные технологии требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования ин-формационных потоков в системах подготовки специалистов.



3. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Цели, задачи и виды обработки информации
Понятие обработки информации является весьма широким. Ведя речь об об-работке информации, следует дать понятие инварианта обработки. Обычно им яв-ляется смысл сообщения (смысл информации, заключенной в сообщении). При ав-томатизированной обработке информации объектом обработки служит сообщение, и здесь важно провести обработку таким образом, чтобы инварианты преобразований сообщения соответствовали инвариантам преобразования информации.
Цель обработки информации в целом определяется целью функционирования некоторой системы, с которой связан рассматриваемый информационный процесс. Однако для достижения цели всегда приходится решать ряд взаимосвязанных задач.
К примеру, начальная стадия информационного процесса – рецепция. В раз-личных информационных системах рецепция выражается в таких конкретных про-цессах, как отбор информации (в системах научно-технической информации), пре-образование физических величин в измерительный сигнал (в информационно-измерительных системах), раздражимость. и ощущения (в биологических системах) и т.п.
Процесс рецепции начинается на границе, отделяющей информационную сис-тему от внешнего мира. Здесь, на границе, сигнал внешнего мира преобразуется в форму, удобную для дальнейшей обработки. Для биологических систем и многих технических систем, например читающих автоматов, эта граница более или менее четко выражена. В остальных случаях она в значительной степени условна и даже расплывчата. Что касается внутренней границы процесса рецепции, то она практи-чески всегда условна и выбирается в каждом конкретном случае исходя из удобства исследования информационного процесса.
Следует отметить, что независимо от того, как "глубоко" будет отодвинута внутренняя граница, рецепцию всегда можно рассматривать как процесс классифи-кации.
Формализованная модель обработки информации
Обратимся теперь к вопросу о том, в чем сходство и различие процессов обра-ботки информации, связанных с различными составляющими информационного процесса, используя при этом формализованную модель обработки. Прежде всего заметим, что нельзя отрывать этот вопрос от потребителя информации (адресата), от семантического и прагматического аспектов информации. Наличие адресата, для ко-торого предназначено сообщение (сигнал), определяет отсутствие однозначного со-ответствия между сообщением и содержащейся в нем информацией. Совершенно очевидно, что одно и то же сообщение может иметь различный смысл для разных адресатов и различное прагматическое значение.
Предположим, что с каждым конкретным потребителем информации связано некоторое множество I, элементами которого являются пары смысл-значение. Су-ществует множество X сообщений, элементами которого могут быть символы, сло-ва, фразы, значения физических величин и процессов – словом, любые знаки. Чтобы из сообщения X могла быть извлечена информация I, должно существовать некото-рое отображение 

являющееся результатом действия по крайней мере трех факторов:
1) договоренности между отправителем и потребителем, что позволяет "ос-мысливать" сообщение;
2) наличием конкретной цели у адресата;
3) той ситуацией, в которой находится адресат.
Последние два фактора определяют значение сообщения. Отображение  на-зывается правилом интерпретации сообщении. Оно может быть общим, понятным для многих потребителей информации, либо известным лишь паре отправитель—потребитель, а для других потребителей информации незнание правила  приводит к тому, что даже воспринятое сообщение не поддается интерпретации или ведет к ложной интерпретации.
Обработка информации не может быть осуществлена вне обработки содержа-щих ее сообщений.
Можно представить следующую формализованную модель обработки. Пусть X – множество возможных сообщений, фигурирующих в некоторой системе ком-муникации. Под обработкой сообщений понимается некоторое отображение :

где Y – множество, элементы которого назовем обработанными сообщениями. В общем случае для интерпретации сообщений Y может служить правило, отличное от , например, правило . Тогда отображение

следует рассматривать как интерпретацию обработанных сообщений Y. Здесь множество J есть также множество пар смысл-значение.
Представление обработки в форме (3.2), хотя и не охватывает всех видов об-работки сообщений, тем не менее является достаточно общим, чтобы рассматривать многие виды обработки сообщений в технических системах.
Принимая во внимание правило обработки (3.2) и правила интерпретации (3.1) и (3.3), получаем следующую зависимость отображений ,  и :

Из диаграммы видно, что каждому сообщению xX поставлен в соответствие ровно один образ xI и ровно один образ xJ. Действительно:
yY имеет образ y)J;
xX имеет образ (x)Y, (x)=y;
xX имеет образ ((x)).
Учитывая это, на множествах I, J можно определить отношение , которое может выражать такой смысл: иметь общий прообраз во множестве X. Данное от-ношение  не обязательно является отображением. Так, если отображение  не би-ективно, то элемент множества I может иметь более одного прообраза во множестве X. Каждый прообраз как элемент множества X имеет по одному образу в множестве J, и, следовательно, рассматриваемый элемент из множества I находится в отноше-нии  с числом элементов из множества J, равным числу его прообразов в множест-ве X. В силу этого отношение  не является отображением.
Правило обработки  сообщения X называется сохраняющим информацию, если отношение  является отображением, а диаграмма (3.4) принимает вид

Из диаграммы следует, что произведение отношения  равно произведению , т. е. диаграмма (3.4) является коммутативной. Определяющим отображением в диаграмме (3.4) является отображение  – правило обработки информации. Поэтому названия различных видов обработки сообщений происходят из смысла и имени правила . Обычно при выборе вида обработки сообщений исходят из правила  с учетом правил интерпретации сообщений  и .
Пусть  и  – взаимно однозначные отображения. Это относится к случаю, ко-гда к правилу  предъявляется требование не терять информацию в процессе обра-ботки, например при перемене носителя информации, переходе от одного вида мо-дуляции к другому и т. и.
Рассмотрим пример из области сообщений на естественном языке. Очевидно, сообщение «ЭВМ облад. сп-стью обр-ки инф-ии», благодаря избыточности текста на естественном языке однозначно восстанавливается как «ЭВМ обладает способно-стью обработки информации».
В рассмотренных примерах существует обратное преобразование -1, которое является однозначным, – позволяет восстановить исходный элемент xX по извест-ному yY, т. е. исходное сообщение по обработанному.
Рассмотрим теперь случай, когда  является взаимно однозначным отображе-нием, т.е. интерпретация исходного сообщения может быть произведена точно, а  взаимно однозначным отображением не является. Это значит, что множество X име-ет большее число элементов, чем множество Y. Тогда  есть сжимающее отобра-жение. В этом случае правило преобразования называется сжатием информации, хотя правильнее говорить о сжатии сообщения или сжатии сигнала.
Наконец, если отображение  не инъективно, то отображение  также не явля-ется взаимно однозначным. При этом происходит потеря части информации в обра-ботанном сообщении yY по сравнению с той, которая содержится в исходном со-общении xX. Существует много видов обработки информации.
Задачи обнаружения сигнала
Сигнал s(t) распространяясь по каналу связи, искажается помехой, так что можно говорить о том, что на вход приемника приходит не сигнал s(t), а другой сиг-нал (t).
В приемнике содержатся априорные сведения о сигнале:
1) известен вид функции s(t) и известно, что она не равна нулю на интервале времени (tн,tк),
2) известна статистика помехи (например, плотность вероятности ее амплиту-ды).
В приемнике решается, был ли передай сигнал на интервале времени (tн,tк) или нет. Очевидно, что решение нельзя принять до наступления момента времени tн, а в ряде случаев – и до наступления момента tк. Приемник анализирует сигнал (t) на интервале (tн,tк) и в некоторый момент времени t0tк должен выдать решение.
Рассмотрим решение данной задачи при следующих ограничениях (условиях):
1) известен вид сигнала s(t), действующего в интервале времени (0, t0);
2) помеха n(t) является аддитивной и представляет собой белый шум, т.е. спектральная плотность мощности помехи Gn(f)=C, где – постоянная величина.
Приемник является линейной системой, к которой применим принцип супер-позиции. На вход приемника поступает воздействие, представляющее собой смесь полезного сигнала s(t) и помехи n(t): (t)=s(t)+n(t).
Реакцию такой системы на это входное воздействие можно представить как сумму p(t)=x(t)+(t), где x(t) – реакция системы, вызванная воздействием полезного сигнала s(t); (t) – результат преобразования системой помехи n(t). Такое разделение произвести можно, если приемник – линейная система.
Помеху, действующую в канале связи, практически нельзя уменьшить, поэто-му для повышения помехоустойчивости и пропускной способности канала связи стремятся обычно увеличить мощность полезного сигнала s(t). Как правило, выби-рают максимально возможную мощность, учитывая ограничения, накладываемые аппаратурой и самой линией связи, чтобы обеспечить максимальное отношение Pc/n2, где Pc – мощность полезного сигнала, а n2 – мощность помехи, отнесенные к входу приемника
Функция приемника – обработать сигнал, чтобы еще больше увеличить отно-шение сигнал/помеха. Рассмотрим задачу обнаружения сигнала на фоне помех как задачу синтеза линейного фильтра, на выходе которого в момент времени t0 имеет место максимум отношении x(t0)/2, где 2 – мощность (дисперсия) помехи на вы-ходе фильтра.
Синтез фильтра заключается в нахождении либо его частотной характеристи-ки W(jf), либо его импульсной характеристики h(t). При этом необходимо, чтобы выполнялось условие
min[ -2kx(t0)],
где k – произвольный постоянный коэффициент.
Учитывая, что спектр помехи (t) на выходе фильтра зависит от его частотной характеристики:
,
определим мощность помехи:

Выходной сигнал фильтра в момент времени t0

Преобразуем выражение (3.6):

Интеграл представляет собой энергию сигнала и при заданной функции s(t) является постоянной величиной. Условием минимума является равен-ство нулю интеграла , т.е. .
Это условие эквивалентно равенству , означающему, что наи-большее отношение сигнал/помеха в момент времени t0 на выходе фильтра достига-ется тогда, когда импульсная характеристика фильтра является зеркальным отобра-жением полезного сигнала s(t+t0) (рис. 3.1).
Сжатие и адаптивная дискретизация сигналов
Рассмотрим источники измерительной информации и измерительные сигналы. В качестве источников измерительной информации выступают физические объекты разнообразной природы. Для отбора измерительной информации используются раз-личные измерительные преобразователи, основная функция которых состоит в пре-вращении контролируемого параметра или параметров объекта измерения в сигна-лы. Поэтому ряд свойств измерительных сигналов определяются как видом объекта измерения, так и условиями измерения.
В измерительной технике актуальна проблема обработки больших потоков измерительной информации. Решая эту проблему, можно пойти двумя путями: уве-личивать быстродействие средств обработки информации или же сократить объемы обрабатываемой информации.
Быстродействие средств обработки информации (ЭВМ, ми
30
0
23 Сен 2007
29 полностью тут можно скачать
http://www.referat.ru/pub/item/21097
31
0
23 Сен 2007
и вот еще
http://www.referat.ru/pub/item/22936
32
0
23 Сен 2007
Это конечно всё хорошо! но не вижу не слова про ГМУ!
за старание 50к
Тема закрыта sa pinto